Рош-Гашана   ::   Талмуд

Страница: 85 из 133

Однако мудрецы запретили это, опасаясь нарушения субботы -

поскольку все обязаны исполнить эту заповедь Рош-Гашана, но далеко не все умеют

трубить в шофар, легко может статься, что еврей возьмет свой шофар и отправится

к человеку, у которого может научиться трубить, и таким образом пронесет шофар

по общей улице минимум 4 локтя (что запрещено в субботу). Однако к Храму

подобные запреты не относились, так как, по выражению Гемары, "нет швута

в Храме", и потому там трубили в шофар и тогда, когда Рош-Гашана

оказывался субботой.

По мнению Рамбама, запрет швута не распространялся также на весь Иерусалим -

местопребывание Большого сан-гедрина, так как мудрецы, входящие в него,

постоянно остерегали народ и напоминали, что в субботу запрещено переносить

шофар по общей улице (Законы о трублении в шофар 2:9).

Правда, Гемара приводит также точку зрения, что запрет трубить в шофар в субботу

выводится непосредственно из текста Торы. Согласно ей, название Рош-Гашана

"НАПОМИНАНИЕ О ТРУБЛЕНИИ" (Ваикра 23:24) как раз намекает на это.

Дело в том, что в другом месте Рош-Гашана называется "ДНЕМ ТРУБЛЕНИЯ"

(Бемидбар 29:1), и сопоставление их указывает на то, что когда Рош-Гашана -

будний день, то это "день трубления", а когда он - суббота, то это

день лишь "напоминание о трублении" (тогда не трубят, но лишь

упоминают об этом в молитве). Точно такое же мнение высказывает и Талмуд

Йерушалми. Тем не менее, в Талмуде Бавли отвергается эта точка зрения и

приводится следующий довод: если трубление в шофар в субботу запрещено Торой,

то почему же трубили в Храме? И еще: трубление в шофар - не работа, запрещенная

в Рош-Гашана, как следует из барайты, которую приводят в Гемаре.

|< Пред. 83 84 85 86 87 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]