Шаманизм: Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 36 из 718

Если в роду нет никого,кто овладел бы этими духами, то обращаются к чужому человеку. В случае независимого шамана нет никаких правил преемничества 24 , то есть шаман следует собственному призванию.

Широкогоров в "Psychomental Complex of the Tungus" описывает несколько случаев шаманского призвания. По-видимому, обычно речь идет об истерическом или истероидном кризисе, после которого наступает период обучения; посвящение неофита совершает признанный старый шаман 25 . Обычно эти кризисы происходят в зрелом возрасте, но все равно шаманом можно стать только через несколько лет после первого переживания 26 , только после признания целым сообществом и только после прохождения инициационного испытания 27 , без которого ни один шаман не может исполнять свои функции. Многие отказываются от этого предназначения, если род не признает их достойными быть шаманами 28 .

Обучение играет существенную роль, но начинается оно только после первого экстатического переживания. Например, у маньчжурских тунгусов ребенок выбирается и воспитывается для того, чтобы стать шаманом, но решающим является первый экстаз: если переживание не состоялось, то род отвергает кандидата 29 . Иногда поведение молодого человека оказывается решающим и ускоряет посвящение; случается, что он убегает в горы и остается там семь или больше дней, питаясь животными, которых "хватает собственными зубами" 30 , а возвращается в деревню грязный, окровавленный, в разодранной одежде и со спутанными волосами, "как дикарь" 31 .

|< Пред. 34 35 36 37 38 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]