Страница:
43 из 149
Согласно Гемаре (Сукка За), спор между школой Шамая и школой Г илеля касается и большой сукки,
и маленькой, и мишна в полном виде должна выглядеть так: ТОТ, У КОГО ГОЛОВА
И БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ТУЛОВИЩА БЫЛА В СУККЕ - то есть, несмотря на то, что сукка была
большая, человек возлежал за столом, стоявшим вне сукки, внутри дома, так
что ложе его находилось на пороге сукки - [по мнению] ШКОЛЫ ШАМАЯ НЕ
ВЫПОЛНИЛ ЗАПОВЕДИ, А [по мнению] ШКОЛЫ ГИЛЕЛЯ - ИСПОЛНИЛ; И [если] СУККА ВМЕЩАЕТ
В СЕБЯ ТОЛЬКО ГОЛОВУ И БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ТУЛОВИЩА [человека] - ШКОЛА ШАМАЯ СЧИТАЕТ
ЕЕ НЕПРИГОДНОЙ, А ШКОЛА ГИЛЕЛЯ - ПРИГОДНОЙ. Причина же постановления школы
Шамая в опасении, что человек потянется к столу и вообще вылезет из сукки, а
школа Г илеля этого не боится. Вывод Гемары таков: "ГАЛАХА - ЧТО [сукка]
ДОЛЖНА ВМЕЩАТЬ ГОЛОВУ И БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ТУЛОВИЩА [человека] И ЕГО СТОЛ".
В связи с этим некоторые комментаторы отмечают: опасение школы Шамая, что человек
потянется к столу и из-за этого вылезет из сукки, относится и к большой,
и к маленькой сукке, и потому галаха соответствует мнению школы
Шамая (Риф; Рамбам). Другие же комментаторы полагают, что опасение школы Шамая
относится только к большой сукке, а маленькую сукку она считает
негодной по другой причине, а именно потому, что такая сукка вообще не
является жилищем, пригодным для человека. И об этом как раз говорит галаха, приводимая
Гемарой: из нее следует, что если в сукке не помещается голова, большая
часть туловища человека и его стол - сукка непригодна.
|< Пред. 41 42 43 44 45 След. >|