Толковый Типикон. Часть I   ::   Скабалланович Михаил

Страница: 26 из 841

 25}мового двора (с внутренней, конечно, стороны этой стены [ 12 ]) и находившийся, таким образом, во дворе язычников [ 13 ].

Но, все же бывая в ветхозаветном храме, христиане могли участвовать только в тамошнем богослужении, которое не могло уже вполне удовлетворять их, и по существу было недостаточно. Свое, и вместе с тем настоящее, богослужение они могли иметь (продолжаем прерванное рассмотрение Деян 2, 46) только по домам (κατ᾿ οἴκους), совершать его то в одном, то в другом христианском доме (например Марии матери Марка, Иосифа, Никодима [ 14 ], Сионской горнице  [ 15 ]). Здесь только христиане могли совершать и то преломление хлеба , о котором неоднократно упоминает книга Деяний, и которое, как мы заметили, является обозначением общих трапез с евхаристическим характером. По примеру вечери Спасителя, это были вечерние трапезы. В ряду ежедневных и целодневных молитв это был их последний высокий момент, кульминационный пункт, в котором завершалось росшее весь день молитвенное одушевление. Благодаря этому и самое принятие пищи у христиан происходило всегда «в ликующем веселии» (ἀγαλλιάσει). Соединение же за трапезой бедных с богатыми лишало ее какой-либо зависти, сообщало ей «и простоту сердца». Трапеза эта, как и весь день тогдашних христиан, вся была молитвенная, с восхвалением Бога: хваля (αἰνοῦντες) Бога , — может быть, указание на священные песни [ 16 ].

Так положено начало агапам, или вечерям любви, которые существовали в христианской церкви до IV в.

|< Пред. 24 25 26 27 28 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]