Страница:
35 из 841
«Учение 12 апостолов», истинных апостолов, существовавших следовательно и тогда, по тому и можно было отличить отложных, что они не оставались в одной церкви долее одного, много двух дней и не брали от общины ничего более, кроме хлеба в количестве необходимом до места следующей остановки [ 51 ] (полное бескорыстие). Наставления, какие даются в «Учении 12 апостолов», относительно ложных апостолов [ 52 ], показывают, что во II в. это служение было уже близко к прекращению.
2) Пророки — лица, способные к особым откровениям от Бога относительно будущего [ 53 ] и сокровенного (тайных мыслей человека) [ 54 ], т. е. способные «говорить в духе» (требование, не предъявляемое к апостолам) и занимавшиеся не миссионерством, а проповедью в существующих церквах. Деяния называют следующих пророков: Варнаву, Иуду, Силу и 4 дочерей диакона Филиппа [ 55 ]. Образец пророка послеапостольского времени — св. Ерма, автор «Пастыря». Ап. Павел настаивал на самом широком участии пророков в богослужении [ 56 ]. Особенно поражали пророки за богослужением своим даром обличать сокровенные мысли присутствующих [ 57 ]. Это служение пользовалось едва не большим уважением, чем апостольское: «пророки суть ваши архиереи», говорит «Учение 12» [ 58 ]. И по сатире Лукиана (II в.) пророк у христиан был «тиасархом», начальником жертвоприношений [ 59 ]. Пророкам «Учение 12 ап.» позволяет за литургией «говорить благодарения (εὐχαριστεὶν), сколько они хотят» [ 60 ], тогда как для обычных совершителей литургии уже начали установляться формулы молитв. По тому же памятнику, пророк «в духе» может «назначать трапезу», т. е.
|< Пред. 33 34 35 36 37 След. >|