Третий Рим   ::   Ходаковский Николай

Страница: 287 из 644

Для воинов орды она была обобщенной мудростью основателяимперии. Общая идея Великой Ясы, как отмечал Вернадский, сводилась к следующему:

1. Следует возвеличивать и уважать чистых, непорочных, справедливых, ученых и мудрых, к каким бы людям они ни принадлежали; осуждать злых и несправедливых людей.

2. Первым является следующее: любите друг друга; во-вторых, не совершайте прелюбодеяние; не крадите; не лжесвидетельствуйте; не предавайте кого-либо. Уважайте стариков и детей.

3. Уважать старые и возникающие новые религиозные обряды и не выказывать предпочтения какому-либо из них.

4. Нужно избегать фанатизма и не предпочитать одну веру другой, не превозносить одних над другими. Поддерживать престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к Богу.

Одной из посылок Ясы было "уважение старых и бедных". С точки зрения Ясы, каждая нация, отказывающая признать высший авторитет великого хана, рассматривалась как восставшая. Как справедливо отмечал Эрик Фогелин, "Монгольская империя не есть государство среди других государств мира, a imperium mundi statu nascendi, а представляет собою Мировую-империю-в-Процессе-Становления".

Можно констатировать следующую иерархию трех основных элементов концепции имперской власти:

1. Бог (Небо – Вечное Небо).

2. Чингисхан (Данный Богом). Его называли также "Высший хан" (Далай-хан), "величайший, могущественнейший". Таким образом, Чингисхан это не имя, а титул.

3. Правящий император.

|< Пред. 285 286 287 288 289 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]