В царстве пигмеев и каннибалов :: Опарин Алексей
Страница:
198 из 261
Все отрывочнее, все шумнее становятся движения да напев восклицаний: hyrja, hyrija — húgoi; hugoi — högyi… Демонская сила пляски на морском побережье увлекла даже глядевших на нее неуклюжих гиляков, от головы до ног закутанных в тяжёлые собачьи шубы… Но когда они взялись за руки, оказалось, что нельзя сомкнуть круг — не хватает одного человека. Тогда они взяли собаку и во время пляски разорвали её на две половины” [20]. Приступы одержимости овладевают людьми в разные моменты жизни. “Это случалось и с детьми. В 1926 г. в школе-интернате в поселке Яковстан на реке Турухан висело объявление: „На уроках не шаманить!“. В школе работал учитель Г.Н. Прокофьев, впоследствии известный этнограф. Во время занятий, рассказывал он, кого-нибудь из детей начинает трясти, ребенок выкрикивает отдельные слова — и вот им уже овладел шаманский приступ” [21]. Магия и оккультизм, остановившие и обратившие вспять в своё время развитие народов Океании сыграли ту же роль и у эвенков. Их история, как мы уже говорили уходит в глубокое прошлое. К так называемой глазковской культуре. Название это происходит от Глазковского предместья Иркутска, где были впервые обнаружены её следы. Первым её исследователем стал М.П. Овчинников (1904 год), потом В.А. Городцов (1916 год) и наконец академик Алексей Петрович Окладников, (1950-е годы), который датировал её 1700—1200 гг. до х. э. [22]. Именно он показал этнокультурную связь племён глазковской культуры с эвенками [23]. Эти древние протоэвенкские племена оставили по себе погребения и различные наскальные изображения, по которым можно в общих чертах воссоздать духовный мир этих давно ушедших в небытие людей. Главным их предметом культа была змея.
|< Пред. 196 197 198 199 200 След. >|