В царстве пигмеев и каннибалов :: Опарин Алексей
Страница:
199 из 261
Причём этот культ находился в неразрывной связи с институтом шаманства, который уже тогда играл главнейшую роль в жизни тунгусов. Изображения змеи, символизировавшей “нижний” “чёрный” мир соседствуют с изображением шаманов. Академик А.П. Окладников показал эту связь культа змеи с шаманизмом [24]. Истоки же этой необычной связи прекрасно показывает Священное Писание. Ибо в 3 главе книги Бытия в образе змея пред первыми людьми предстал дьявол. Память об этом сохранилась у многих народов и поэтому змея всегда выступает, как символ зла [25]. Поэтому поклонение ей олицетворяло у древних народов преклонение пред силами зла. Шаманы же, как мы видели открыто исповедывали культ злых сил. И поэтому связь культа змеи и шаманов вполне естественна. Этому культу злых сил, существовавшему у глазковских племен весьма соответствуют и их зловещие погребения. Так в погребении 1 Верхней Бурети в одной из могил были похоронены убитые стрелами женщина около 40 лет и ребенок в возрасте до одного года, а в другой — мужчина 40 с лишним лет. Убийство женщины и ребенка определяется как ритуальное, совершенное при погребении господина-мужа [26]. Древние протоэвенки верили в бессмертие души и поэтому клали в могилы различные предметы обихода, вооружения и конечно же слуг, рабов и наложниц. Была распространена у них и татуировка. Кстати и сегодня её используют эвенки [27]. При этом мать пропускает под кожей маленького ребенка иголку с тонкой ниткой, натертой порошком каменного угля, который, оставаясь во внутренности, просвечивается через кожицу голубым цветом [28].
|< Пред. 197 198 199 200 201 След. >|