Введение в Ветхий Завет. Конспект лекций :: Шихляров Лев
Страница:
168 из 230
«Сатана» книги Иова вовсе не адекватен диаволу в христианском мировоззрении. Он удивительным образом сочетает в себе черты духа сомнения — человеческого духа, и апокалиптического ангела-губителя, олицетворяющего стихийные бедствия. (Его образ близок к Демону Лермонтова и Воланду Булгакова). Описание происходящего на небесах в гл.1-2 является не откровением о действительно бывших словах и событиях, а иносказательно выраженным молитвенным размышлением автора о судьбе праведника на земле. Из первых глав не ясно, кто посылает человеку бедствия; сатана говорит Богу: «дотронься до всего, что есть у него…» , и тут же Господь говорит противнику почти то же самое: «всё, что его — в руке твоей…» . И потому на возникающие сразу вопросы можно ответить так: это лишь фабула, смысл которой будет раскрыт дальше. Одно подмечено достаточно точно: стоит только Богу чуть-чуть ослабить Свою благодатную помощь, как человек оказывается беззащитной игрушкой злобных хаотических сил вселенной.
Во второй главе сюжет повторяется, только тут сатана требует большего. Господь говорит об Иове:
«Доселе тверд он в простоте своей;
а ты наущал Меня на него,
ища погубить его без вины!»
И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал:
«… всё, что имеет муж,
отдаст он за жизнь свою.
|< Пред. 166 167 168 169 170 След. >|