Страница:
31 из 38
Уже при жизни Чехова начинал творить великий бытописатель «Страсти нежной» Кнут Гамсун, создавший серию гениальных любовных романов, являющихся гордостью и блеском всей мировой литературы. А после него? На темы любовных драм пишут новые писатели – и не повторяются, а создают оригинальные, неповторяющиеся романы, шедевры новой художественной литературы. Я имею в виду такие вещи, как «Все люди – враги» Олдингтона, «Прощай оружие» Хэмингуэя, «Три товарища», «Жизнь взаймы», «Время жить и время умирать» Ремарка – список этот можно продолжить. Любовь, тысячекратно описанная, продолжает оставаться неиссякаемым кладезем сюжетов в «большой» художественной литературе.
Когда-то академик Александр Веселовский, великий знаток мировой литературы, определил, что вся она исчерпывается, примерно тридцатью фабулами. Какой узкий фундамент – тридцать фабул! И какое многообразие из сотен тысяч различных, каждое своеобразное, зданий возведено на таком скудном фундаменте!
В чем причина такого разнообразия художественных творений, использующих далеко не многообразную сюжетную основу?
В том, что во всем этом бесконечном разнообразии главной его фигурой, духовным его центром является человек, а человек – единственное в мире воистину многообразное существо. Человек во всем конечном живом мире предстает единственным безграничным существом и потому бесконечность описаний его действий и возможностей, отвечает их реальной бесконечности. Человек –истинный и пока одинокий феномен вселенной. Именно феноменальность человека лежит в существе созданной им же феноменальности художественной литературы.
|< Пред. 29 30 31 32 33 След. >|