Страница:
30 из 38
Азимов в своей великолепной книге о роботах. Посмотрите как бедные сюжетные возможности массовой фантастики, когда кладутся в основу одни происшествия с механизмами – машина либо работает, либо терпит аварию – это главное, что можно сказать о ней. Все остальное связано с действием аварии либо хорошей работой машины на людей, судьбы которых зависят от нее. Без человека не обойтись. Только его присутствие придает событию остроту, только человеку мы сопереживаем – сочувствуем, тревожимся, гневаемся, досадуем. Без наличия человека никакое фантастическое произведение не станет художественной литературой из технического очерка. Без него безмерно сокращаются не только количество вариантов сюжета, заставляющее писателя мучительно задуматься – о чем писать, все уже написано, остаются одни повторения, - но вообще пропадает простой читательский интерес.
Мне могут – и вполне резонно – возразить, что и в «большой» художественной литературе иссякают сюжеты, что и там писатели жалуются на оскудение тем, что и там возникает катастрофическая проблема – о чем писать? Но это лишь видимость проблемы, а не проблема. Чехов как-то пожаловался, что о любви писать нельзя, о любви все написано, возможны лишь повторения. И сам, честно выполняя свое убеждение, почти не писал о любви. Но посмотрите, что происходило в самой литературе.
|< Пред. 28 29 30 31 32 След. >|