Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй)   ::   Родари Джанни

Страница: 229 из 236

Спору нет, в сказке "Кот в сапогах" быт и нравы -средневековые, в ней нашла свое отражение тема хитрости как оборонительного и наступательного оружия слабого в борьбе против деспота, тема эта отражает рабскую идеологию, идеологию крепостных, способных разве что на круговую поруку (все помогают обманывать короля), но не на подлинную солидарность; однако сам кот - это совсем другое дело.

"Нельзя не вспомнить, - продолжал я, защищая "Кота в

сапогах", - страницы, посвященные Проппом в его работе

"Исторические корни волшебной сказки" "волшебным помощникам" и

"волшебным дарам", одной из центральных тем народных сказок. По

мнению Проппа (и других исследователей), животное, выступающее в

сказках как благодетель человека (оно помогает ему совершать

трудные дела, вознаграждает сверх всякой меры за то, что человек

не убивал его на охоте), правда уже в "цивильном" виде, как

персонаж сказки, - это потомок того животного-тотема, которое

первобытные охотничьи племена чтили и с которым имели нечто вроде

сговора религиозного типа. С переходом к оседлому образу жизни и к

земледелию люди расстались со старыми тотемическими верованиями,

сохранив, однако, к дружбе между людьми и животными совершенно

особое, пристрастное отношение.

Согласно древнему обряду инициации, к юноше приставляли

животное-охранителя, которое оберегало бы его в качестве "доброго

духа".

|< Пред. 227 228 229 230 231 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]