Обрученные с идеей (О повести Как закалялась сталь Николая Островского)   ::   Аннинский Лев

Страница: 3 из 102

"Красноежитие", - сказал бы я, если бы хотел объяснить его явление людям верующим. Есть вещи, равно значимые и для верующих, и для почитающих себя атеистами, то есть для перевернувших веру. Перед нами тот самый случай. Жизнь Островского - это демонстрация того, как выстраивается целый мир. Не миф, а мир, подчеркиваю!

Мир этот выстраивается па определенном духовном принципе (хотя и без бога) и торжествует "на шестой части суши" достаточно долго в качестве почти осуществившегося царства справедливости и безусловно осуществившегося для его строителей счастья. Этого достаточно, чтобы, во всяком случае, не пренебречь "строительным материалом" ("гвозди бы делать из этих людей"), благодаря которому все это строение стало реальностью.

Сегодня все это и впрямь может показаться мифом, мороком, обманом. Но это не так, вернее, не вполне так. Мифология "оформляется" сверху только тогда, когда она ожидается снизу. Морок поднимается - от почвы. "Обман" есть всегда и самообман: готовность поверить, желание поверить, жизненная необходимость верить. Островский - не миф, насажденный сверху (хотя и сверху насаждали).

Островский - легенда, выношенная внизу.

УСПЕХ

Шедевр ли эта книга?

Да.

Чем? Техникой?

Нет.

Матэ Залка Критике никогда не приходилось продвигать к читателям повесть "Как закалялась сталь".

Критике всегда приходилось объяснять ее успех.

|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]