Обрученные с идеей (О повести Как закалялась сталь Николая Островского) :: Аннинский Лев
Страница:
47 из 102
Отсюда - поветрие стилизации: речь окрашена признаками частного лица, точно определенного социально, психологически, географичсски. Отсюда и орнамент речений: местных, профессиональных, простонародных или даже (как в "Скутаревском")
профессорских; отсюда - жаргон и стихия устной речи, отсюда - главный общий принцип, охватывающий всю эту стилистическую пургу - сказовость. Сказитель, рассказчик, отдельный человек - не может заполнить своим духовным бытием распахнувшуюся вокруг него бездну революционной эпохи, бездна зияет сквозь мозаику его восприятия, и, стремясь охватить неохватное, рассказчик спешит, сочленяет несочленимое, наращивает узор мозаики - монтирует.
...Николай Островский пишет свою повесть не так, как строят дом из кирпичей:
от первого этажа к последнему Он повесть именно монтирует - из готовых эпизодов, многократно отшлифованных в сознании.
Все элементы его стилистики, как видим, известны и даже врываются в текст знакомой "метелью" слов. И все-таки это - в целом - совершенно новое и удивительное текстовое явление. После тяжеловесной, мощной, буйной густоты И.
Бабеля и Вс. Иванова, после Серафимовича, Фадеева и Малышкина, после прозаиков 20-х годов, смотревших на мир в тысячи увеличительных стекол и бросавших на общий абрис эпохи детали невероятной интенсивности, - после этой густоты и пластичности Островский с его податливой стилистикой кажется бесплотным, воздушным - как бы вовсе нематериальным.
|< Пред. 45 46 47 48 49 След. >|