Обрученные с идеей (О повести Как закалялась сталь Николая Островского)   ::   Аннинский Лев

Страница: 48 из 102

Он идет в своем стиле точно за событием, за сюжетом, за эпохой, и стилистика его мгновенно простодушно меняется, отражая малейшие колебания внутреннего духовного пути. Он интуитивно улавливает всеобщую безусловную черту нового художественного мышления:

смешение разнородных начал, сочленение несочленимого, смешение разорванного.

Но самое это смешение разнородного приобретает у Островского новое качество; он нащупывает не "стиль", но разгадку того, что этот стиль порождает, - само новое соотношение человеческого, личного сознания и беспредельной революционной стихии.

Первое общее ощущение от "бесстильного" текста Н. Островского ощущение скорости. Ворвался, понесся, побежал, устремился, налетел, сорвался с места, закружился, заплясал, заметался, круто повернул, оборвал шаг... Ни мгновенья покоя. Ритм стремительной, лихорадочной спешки, скорость предельная, безостановочное выкладывание сил. Корчагин "спешит жить". Спешит сам и других подгоняет. Эта спешка даже не рассчитана во времени, не привязана ко времени - здесь скорость потеряла самое ощущение времени. Время уплотнилось, сжалось, исчезло. Мы увидим далее, что это ощущение, при котором как бы уже нет времени и пространства[*А. Фадеев писал Островскому, что в повести мало "объемности", мало чувства пространства. "Этого у тебя не хватает; порой кажется, что люди действуют в безвоздушном пространстве". Фадеев считал это недостатком, равно как и то, что многочисленные герои Островского не налиты "плотью".

|< Пред. 46 47 48 49 50 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]