Рецензии на произведения Марины Цветаевой   ::   Цветаева Марина

Страница: 405 из 564



«Здесь на земле искусств словесницей слыву», [535] говорит Марина Цветаева о самой себе. Знаменательные слова. Именно словесница, сплетающая слова в затейливые узоры, как кружевница, плетущая кружево. Для Цветаевой слово — самоценно, не в смысле представления, вызываемого им, а в смысле его звучания, его фонетического строения. Ритм и слово как таковое — основа ее творчества. М.Цветаева одержима звукотворчеством, она творит не от образа, вызываемого теми или иными чувствами и настроениями, а от слова, заключающего в себе те или иные звуки, вызывающего звуковые же ассоциации и созвучия, которые с ее точки зрения оправдывают смысл. Интересно проследить ее стихи в хронологическом порядке (сборник стихов «После России», Берлин, 1928). Тогда особенно выпукло выступает характерная особенность ее творчества, импульсом и стержнем которого является самоценное слово. Часто одно стихотворение выливается на другое, и их внутренняя связь обуславливается каким-нибудь одним словом. Напр., в одно стихотворение проскользнуло слово «ладонь» [536] — оно вдохновляет ее и дает заглавие и тему следующему стихотворению. Слово «жимолость», особенно полюбившееся Цветаевой, встречается во многих ее стихах без какой-либо смысловой или образной оправданности.

Напр.

— …Жимолость нежнее тел.



— …Бог с замыслами, Бог с вымыслами.

Вот: жаворонком, вот: жимолостью.

Вот: пригоршнями: вся выплеснута.



— …Несется, как челн,

В ручьёвую жимолость

Окунутый холм.

|< Пред. 403 404 405 406 407 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]