Страница:
662 из 709
Отечественным дублером европейца был назначен "литовец", "еврей" же был мобилизован как собирательный образ "антирусскости", то есть как символ всяческой "модернизации", противостоящий групповому, коллективистскому, "общинному" духу, каковой загодя предполагается у русских.
Некоторая умозрительность задуманной схемы была очевидна, и на практике все сразу упростилось. Черты воображаемого "литовца" совершенно совпали с чертами воображаемого "англичанина" (воспитанность и культурность, энергичность, чувство собственного достоинства... но и, однако, властолюбие, эгоизм, заносчивость), так что "литовца" социологи из анкеты просто убрали.
Результаты опроса по оставшимся позициям представлены в книге "Советский простой человек". Книга эта (по нынешним рыночным временам потянувшая аж на 750 экземпляров тиража) представляет собой социально-психологический, а отчасти и "антропологический" портрет того загадочного типа, который на заре своего возникновения титуловался первопроходцем истории, а на закате получил клеймо совка. В этом портрете много интересного, но сейчас я беру лишь аспект национальный.
Итак, "англичанина" и "литовца" мы упаковали. Теперь об "узбеке". "Узбек" в русском воображении - почтителен к старшим, гостеприимен, религиозен. И, однако, забит и унижен (привожу наиболее упоминаемые черты). "Еврей", соответственно,- лицемерен, энергичен, скуп и рационалистичен, но и трудолюбив, властолюбив.
|< Пред. 660 661 662 663 664 След. >|