Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса :: Бахтин М М
Страница:
112 из 148
), вводит в свое произведение длинным каталогом (несколько десятков имен) выдающихся ученых и богословов, до него писавших фацетии ("Catalogus praestantissimorum virorum in omni scientiarum facultate, qui ante nos facetias scripserunt"). Лучший сборник немецких шванков принадлежит монаху и знаменитому в свое время проповеднику Иоганну Паули (Johannes Pauli). Он вышел под названием "Смех и дело" ("Schimpf und Ernst"), первое издание его относится к 1522 году. В предисловии, говоря о назначении своей книги, Паули приводит соображения, напоминающие приведенную нами выше апологию праздника дураков: он составил свою книгу, "чтобы духовные чада в закрытых монастырях имели бы что читать для увеселения своего духа и отдохновения: невсегда ведь можно пребывать в строгости" ("wan man nit alwegen in einer strenckeit bleiben mag").
Цель и смысл подобных высказываний (их можно привести еще много) объяснить и как-то оправдать околоцерковный смех и "священную пародию" (parodia sacra), то есть пародию на священные тексты и обряды. Не было, конечно, недостатка и в осуждении этого смеха. Неоднократно проводились соборные и судебные запрещения праздника дураков. Древнейшее запрещение его Толедским собором относится к первой половине VII века. Последнее судебное запрещение праздника дураков во Франции - постановление Дижонского парламента от 1552 года, то есть через девять с лишком веков после первого его запрещения. На протяжении всех этих девяти веков праздник продолжал жить в полулегальной форме. Его поздняя французская вариация - это те процессии карнавального типа, которые устраивала в Руане "Societas cornardorum". Во время одной из этих процессий (в 1540 г.
|< Пред. 110 111 112 113 114 След. >|