Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса :: Бахтин М М
Страница:
122 из 148
Здесь нам важно лишь охарактеризовать место священной пародии в единстве народной смеховой культуры средневековья44.
Средневековая пародия, в особенности древняя (до XII века), менее всего направлена на что-то отрицательное, на какие-либо частные несовершенства культа, церковного устройства, школьной науки, которые подлежали бы осмеянию и уничтожению. Для средневековых пародистов все без всякого исключения смешно; смех так же универсален, как и серьезность: он направлен на мировое целое, на историю, на все общество, на мировоззрение. Это - вторая правда о мире, которая распространяется на все, из ведения которой ничто не изъято. Это - как бы праздничный аспект всего мира во всех его моментах, как бы второе откровение о мире в игре и смехе.
Поэтому средневековая пародия ведет совершенно необузданную веселую игру со всем наиболее священным и важным с точки зрения официальной идеологии. Древнейшая гротескная пародия - "Вечеря Киприана" (она была создана где-то между пятым и седьмым веками) - превращала всю священную историю от Адама до Христа в материал для изображения причудливого шутовского пира, используя для гротескных целей важнейшие события и символы этой истории45.
Более сдержанный характер носит другое древнейшее произведение рекреативного характера - "Joca monachorum" (оно возникло в VI - VII веках, византийского происхождения, с начала VIII века очень распространено во Франции; и на Руси оно имело свою историю, изученную А.Н.Веселовским и И.Н.Ждановым).
|< Пред. 120 121 122 123 124 След. >|