Этюды о природе человека   ::   Мечников Илья Ильич

Страница: 189 из 444

"Подобно-почти всем без исключения первобытным народам, - говорит Ренан, - и иудеи верили всвоего рода двойственность личности, в существование тени, представляющей бледный и нетелесный облик, который после смерти спускается под землю и там ведет грустный и мрачный образ жизни в темных покоях". "Мертвые жили там без сознания, без представлений, без воспоминаний, в мире без света, покинутые богом". "Большинство... старалось запастись хорошим пристанищем, удобным ложем на время своего пребывания у Рефаимов. Жизнь теней представляли себе, как протекающую в общении с предками, в разговорах и отдыхе вместе с ними"2.

Некоторые места Пятикнижия указывают на почитание предков, тесно связанное с представлением о загробной жизни. Так, Иаков, видя приближение смерти, призвал своих сыновей и завещал им похоронить его не в Египте, а вместе с отцами своими в пещере Ефрона хеттеанина.

По Шантепи де ла Сосе3, "анимизм, и именно поклонение предкам, у израильтян, как и у большинства других народов, имеет гораздо большее значение, чем прежде думали".

Очень замечательно то, что представление будущей жизни, еще туманное в древнеевропейской религии, со временем определялось все более и более. Так Иезекииль (VI века до н.э.) рисует следующую картину будущих событий: "Иегова вдохнет жизнь в разбросанные кости мертвых" (Шантепи де ла Сосе, I, 300).

Мысль эта еще яснее развита IB тех строках книги Даниила. (II век до н. э.), где он говорит, что "некоторые из спящих

1 Die Weltrathsel. Bonn, 7 Ausgb., 1901, S. 226.

2 Histoire du peuple d'Israel, I, 1887, p. 128, 129.

3 Lehrbuch der Religionsgeschichte.

|< Пред. 187 188 189 190 191 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]