Страница:
190 из 444
Freiburg,Leipzig, 2 Ausgb., 1897, 1, S. 253.
126
в земле проснутся для жизни вечной, а другие - для позора и вечного бесчестия". Приведя эти последние слова, Ренан прибавляет: "Ясно, что Израиль достиг крайнего предела своего векового стремления - царствия божьего, синонима будущего и воскресения. Чуждый понятию о самостоятельной душе, переживающей тело, Израиль не мог представлять себе будущую жизнь иначе, как воскрешая цельного человека"1. Позднее, в талмуде, мысль о будущей жизни развита с большими подробностями. Рай представляется местом, наполненным чудными благоуханиями, а ад же - нечистым местом, полным грязи и навоза. По талмуду, "в загробной жизни нет ни пищи, ни питья. Праведные сидят с венками на головах и с восторгом созерцают бога".
В каббалистической философии евреи усвоили учение переселения душ "Гильгуль" и думали, что душа Адама перешла в Давида и позднее перейдет в мессию. Некоторые людские души превращаются в души животных, в листья деревьев и даже в камни2.
Итак, еврейская религия только с большими ограничениями может служить примером отсутствия представления о загробной жизни.
Религии, исповедуемые китайцами, также приводились как. пример отсутствия представления о бессмертии.
|< Пред. 188 189 190 191 192 След. >|