Этюды о природе человека   ::   Мечников Илья Ильич

Страница: 191 из 444



Так, Бюхнер в своей книге "Сила и материя", считавшейся материалистическим кодексом второй половины XIX века, утверждает, что "буддизм - эта выдающаяся религия, наиболее распространенная и одна из самых древних, насчитывающая в числе своих последователей около 1/3 всех жителей земного шара, вполне игнорирует бессмертие души"3.

Положение это встречается также у Гэккеля в его "Загадках Вселенной" книге, служащей сводом материалистических теорий конца XIX века. "Вера в бессмертие души, - говорит этот автор, - вполне отсутствует в большинстве восточных наиболее развитых религий. Мы не встречаем ее в буддизме, обнимающем еще и поныне 30% всего населения земли. Она также отсутствует в древней народной религии китайцев, а также л в религии Конфуция, ее заменившей"4.

Этот вопрос следует рассмотреть глубже. Вполне установлено, что основание древней религии китайцев заключается именно в очень сильно развитом поклонении предкам. Все важные события семьи происходят "в присутствии предков". Они - связь между живущими родными. Как и в других приведенных

1 Histoire du peuple d'Israel, VI, 1893, p. 327. 2 Тэйлор. Первобытная культура, II, стр. 92. 8 Бюхнер. Сила и материя, фр. изд. 6, 1884, стр. 439. 4 Die Weltrathsel, 1901, S. 226.

127

примерах анимизма и поклонения предкам, мертвым предлагают кушанья и окружают их полезными им предметами.

По Ревиллю, "вообще китайцы допускают принцип личного бессмертия. Было бы совершенно непонятно, что могла бы явиться мысль предлагать настоящую пищу существам, на которых смотрели бы как на исчезнувших или возвратившихся в бессознательное "все""1.

|< Пред. 189 190 191 192 193 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]