Идеология и мать ее наука :: Кара-Мурза С Г
Страница:
45 из 267
Десакрализация и дегуманизация мира, его свободное от этики, беспристрастное познание как внешнего по отношению к человеку объекта породили в культуре Запада огромный энтузиазм, но в то же время и глубокий кризис. Дегуманизация мира - глубокое культурное изменение, повлекшее раскол "двух культур". Она - источник тоски человека, осознавшего, по выражению Жака Моно, что он, "подобно цыгану, живет на краю чуждого ему мира. Мира, глухого к его музыке, безразличного к его чаяниям, равно как и к его страданиям или преступлениям". Но эта тоска и дает полное ощущение свободы.
Естественным спутником этой свободы стал "страх Запада". Он был первой реакцией на образ мира, данный Коперником. Даже великий мыслитель того времени Паскаль признавался: "Вечное безмолвие этих бесконечных пространств страшит меня" (см.. [24]).
Открытие нового взгляда на мир воспринималось как конец света, как "последние времена". Ф.Бэкон в "Новом Органоне" напоминал пророчество Даниила о последних временах: "многие пройдут, и многообразно будет знание"8. В этом же смысле часто цитировали книгу пророка Даниила ряд творцов Научной революции. Крушение Космоса и картина мироздания как холодной бесконечной машины ужаснула человека и наполнила его пессимизмом. Шопенгауэр представил человечество в этой картине мира как плесенный налет на одной из планет одного из бесчисленных миров Вселенной. А.В.
|< Пред. 43 44 45 46 47 След. >|