Страница:
115 из 328
Недоумение их возросло еще больше, когда недавний покойник поведал им не только, ято происходило и говорилось в палате после его смерти, но и описал в деталях внутренность мертвецкой, где пролежал он все время, до минуты, когда тело его, не приходя еще в сознание, явило признаки возвращения к жизни шумным дыханием.
Таким образом, способность видеть свое тело, чувство движения и свет в конце пути-этот опыт посмертных состояний повторяется, как видим мы, самым удивительным образом.
Существует еще одна, как бы завершающая группа посмертных переживаний. Здесь совпадение опыта переживших его и символов древнейших культур оказываются еще более полными.
Клинописные знаки на глиняных табличках Древнего Вавилона сохранили повесть о Гильгамеше, "все видавшем" (III тысячелетие до н.э.). Труден и долог был путь
Гильгамеша в царстве умерших: "...тяжела дорога, глубоки воды смерти, что ее преграждают". Воды эти-мрачная река Хубур более поздней вавилонекой традиции.
"(Да) оставляют (нас) наши сгцы, уходят дорогою смерти,
Реку Хубур переходят",-(как) говорят издревле". Не эту ли реку на пути душ, идущих в загробный мир, упоминают и древнеегипетские тексты пирамид? В античном сознании ей соответствуют-Лета, Стикс и Ахерон. Эллизиум древних греков, Элизейские поля римлян, страна блаженных расположена была за водной преградой, по другую сторону реки. Она же, эта река, предстает на пути Энею, когда он направляется в страну мертвых (Вергилий, "Энеида"). "К берегу страшной реки стекаются толпы густые, Жены идут, и мужи, и героев сонмы усопших". О том же, о какой-то водной преграде, которую надлежит перейти душам на своем пути, повествует и более ранний источник-изображения на саркофагах этрусков.
|< Пред. 113 114 115 116 117 След. >|