Иные миры   ::   Горбовский Александр

Страница: 116 из 328



Как и другие переживания посмертногоряда, образ этот не ограничен каким-то одним ареалом, одной культурой. Души китайских праведников, только преодолев воды, могут достичь островов Блаженных. Загробную реку Сандзу упоминают буддисты Японии. Через воды загробной реки пролегает путь в страну мертвых у даяков (Индонезия). Аборигены Австралии считают, что души умерших ждут "Бесконечные воды (река) "-так называется у них Млечный Путь. Река окружает мир ушедших и у ацтеков. Чтобы достичь его, нужно перейти ее воды. Этот же символ реки, которую надлежит пересечь по пути.

Эту же реку находим мы и в шамаизме. Шаману, когда он отправляется в мир предков, тоже приходится переходить ее, причем дважды-на пути туда и возвращаясь. Присутствует этот образ и в славянеких погребальных обычаях, и в русских народных причитаниях-река, которую переходит душа в посмертном своем пути. В русских духовных стихах душа умершего идет в загробный мир "через реку", "по воды". "Хождение Ага-пии в рай", апокриф XII века, также упоминает путь через воды.

А. Ахматова

Недуг томит три месяца в постели, И смерти я как будто не боюсь. Случайной гостьей' в этом страшном теле Я, как сквозь сон, сама себе кажусь.

Со знаком реки и переправы связана загадка другого символа, также повторяющегося в разных культурах: знака ладьи в потустороннем мире. "Ладья мертвых присутствует во всех цивилизациях" (Ж. Шевалье, А.Шерб-рант. Словарь символов).

|< Пред. 114 115 116 117 118 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]