Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
137 из 430
В связи с подобной постановкой вопроса сама проблема бе
зумия как расстройство психики, как "душевная болезнь" пред
ставляется Фуко проблемой развития культурного сознания
историческим результатом формирования представлений о
"душе" человека, представлений, которые в разное время были
неодинаковы и существенно видоизменялись в течение рассмат
риваемого им периода с конца Средневековья до наших дней.
Подобная высокая оценка безумия-сумасшествия несомнен
но связана с влиянием неофрейдистских установок, преимущест
венно в той форме экзистенциально окрашенных представлений,
которую они приняли во Франции, оказав воздействие практи
чески на весь спектр гуманитарных наук в самом широком
смысле этого понятия. Для Фуко проблема безумия связана в
первую очередь не с "природными" изъянами функции мозга, не
с нарушением генетического кода, а с психическим расстрой
ством, вызванным трудностями приспособления человека к
внешним обстоятельствам(т.е. с проблемой социализации лично
сти). Для него -- это патологическая форма действия защитного
механизма против экзистенциального "беспокойства". Если для
нормального человека конфликтная ситуация создает опыт
двусмысленности, то для патологического индивида она пре
вращается в неразрешимое противоречие, порождающее
"внутренний опыт невыносимой амбивалентности": "Беспо
койство" - это аффективное изменение внутреннего противоре
чия.
|< Пред. 135 136 137 138 139 След. >|