Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм   ::   Ильин Илья

Страница: 148 из 430



В результате было переосмыслено и само предоставление о

"внутреннем мире" человека, поскольку с введением понятия

"телесности сознания" различиев классической философии меж

ду духом и плотью, "внутренним" и "внешним" оказывалось

"снятым", по крайней мере в теории.

Перед нами -- довольно распространенная "фантас

циентема" современной философско-литературоведческой реф

лексии, породившая целый "веер" самых различных теоретиче

ских спекуляций. Достаточно вспомнить "феноменологическое

тело" М. Мерло-Понти как специфическое "бытие третьего

рода", обеспечивающее постоянный диалог человеческого созна

ния с миром и благодаря зтому чувственно-смысловую целост

ность субъективности. Для Мерло-Понти источник любого

смысла кроется в человеческом одушевленном теле, одухотво

ряющем мир, образующем вместе с ним "коррелятивное единст

во". В этом же ряду находятся "социальное тело" Делеза,

"хора" как выражение телесности "праматери-материи" Кри

стевой и, наконец, "тело как текст" Барта -- это лишь немно

гие, хотя, возможно, и самые влиятельные примеры того литера

туроведческого теоретизирования, на которое обычно ссылаются

современные западные критики и под воздействием которых

формируется сегодняшняя наука о литературе в ее поструктура

листко-постмодернистском варианте. Далеко не последнюю роль

в разработке этой концепции сыграл и Фуко.

Введение принципа "телесности" повлекло за собой (или,

вернее, усилило и без того давно проявившиеся) три тенденции.

|< Пред. 146 147 148 149 150 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]