Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм   ::   Ильин Илья

Страница: 152 из 430



Таским образом, как подчеркивает Фуко, хотя исповедь как

средство регулирования поведения человека, вместе с другими

мерами контроля на фабриках, в школах и тюрьмах, являющи

мися различными формами дискурсивных практик (особенно эти

процессы, по его мнению, были характерны для ХVIII в.),

служили целям воспитания послушных, удобоуправляемых,

"покорных и производительных" тел и умов, т. е. были орудием

власти, они при этом давали побочный эффект "дискурса сексу

альности", порождая субъективность в современном ее понима

нии.В этом, по Фуко, заключается позитивный фактор власти,

которая, хотя и способствовала появлению в своих целях новых

видов дискурсивных практик, однако тем самым создавала

"новую реальность", новые объекты познания и "ритуалы" их

постижения, "новые способности". Этот позитивный аспект

трактовки Фуко понятия "власти" особенно заметен в его рабо

тах "Надзор и наказание" и "Воля к знанию".

Если попытаться выделить основной узел вопросов, кото

рыми Фуко занимался на протяжении всего своего творческого

пути: проблему отношения "нормального" человека к "безумию",

проблему "дисциплинарной власти" и проблему отношения чело

века к собственной сексуальности, -- то действительно придется

признать правоту французского ученого, утверждавшего, что в

центре его интересов всегда стояла проблема субъекта.

|< Пред. 150 151 152 153 154 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]