Постструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм :: Ильин Илья
Страница:
237 из 430
задачи донесения до послед
него звена коммуникативной цепи -- получателя -- сколь-либо
содержательной информации), тем более такой текст, с точки
зрения Кристевой, будет поэтическим, и тем более трудно ус
ваиваемым, если вообще не бессмысленным, он будет для чита
теля.
Соответственно постулируется и новая практика "про
чтения" художественных текстов, преимущественно модернист
ских: "Читать вместе с Лотреамоном, Малларме, Джойсом
и Кафкой -- значит отказаться от лексико-синтаксическо
семантической операции по дешифровке и заново воссоздать
траекторию их производства7. Как это сделать? Мы прочиты
ваем означающее, ищем следы, воспроизводим повествования,
системы, их производные, но никогда -- то опасное и неукро
тимое горнило, всего лишь свидетелем которого и являются эти
тексты" (273, с. 98).
Если воссоздать "горнило" в принципе нельзя, следова
тельно, реальна лишь приблизительная его реконструкция как
описание процесса "негативности", что, разумеется, дает поисти
не безграничные возможности для произвольной интерпретации.
Свидетельством революции поэтического языка в конце
XIX в. для Кристевой служит творчество Малларме и Лотреа
мона -- самых популярных и общепризнанных классиков пост
структуралистской истории французской литературы. Исследова
тельница считает, что именно они осуществили кардинальный
разрыв с предшествующей поэтической традицией, выявив кри
зис языка, субъекта, символических и социальных структур.
"Негативность" у обоих поэтов определяется во фрейдистском
__________________
7Т. е.
|< Пред. 235 236 237 238 239 След. >|