Страница:
631 из 701
Гностицизм оказал влияние на каббалу, в которой мы находим понятие об универсальном все-человеке Адаме Кадмоне (см.: В. Болотов. История древней Церкви, т. 2, с. 173).
x x x
Апостол Павел в своем учении о Спасении употреблял в основном чисто библейские понятия, но он, несомненно, использовал и язык тогдашней мистической и философской литературы. В частности, он называл Христа "небесным Адамом", прибегал к филоновской терминологии.
Если бы Адам был для ап. Павла лишь одним из бесчисленных людей (пусть и первым) - то лишалось бы смысла его противопоставление двух Адамов.
Во "втором Адаме", во Христе, он видел мистическое средоточие тела Церкви. "Мы многие, - говорит апостол, - составляем ОДНО ТЕЛО во Христе, а порознь один для другого члены" (Рим 12,5). Этот соборный организм Церкви, заключенной в "небесном Адаме", противопоставляется состоянию человека в "Адаме ветхом". Следовательно, можно думать, что этот "первый Адам" мыслился апостолом как некое средоточие единого целого естественного человечества. В первом послании к Коринфянам (15,45), согласно ап. Павлу, пребывание в "ветхом Адаме" определяет несовершенное плотское состояние людей, в то время как во "втором Адаме" заключена возможность для всех обрести новое духовное рождение.
Таким образом, нас не должны вводить в заблуждение слова в послании к Римлянам об "одном человеке" Адаме (5,12), ибо его единство отнюдь не обязательно означает единичность.
|< Пред. 629 630 631 632 633 След. >|