История религии (Том 2)   ::   Мень Александр

Страница: 632 из 701



x x x

У Отцов Церкви, даже у тех, кто видел в Адаме индивидуума, постоянно проглядывала мысль о каком-то особом универсальном характере этойиндивидуальности. Так, Тертуллиан говорил, что все души находились в Адаме (О душе, XX). По Оригену, дьявол, поразив человека в раю, поразил в нем все человечество (Opera Migne, XII, 1444, 4 BV; 1777,1).

Св. Григорий Богослов говорит о том, что в Эдеме "через преступное вкушение пал целый Адам" (Песнопения таинственные, слово 8). Амвросий Медиоланский неоднократно повторял, что Адам содержал в себе все человечество (см.: И. Адамов. Св. Амвросий Медиоланский, 1915, с. 364). Эту же мысль мы находим и у Августина. "Адам, - говорит он, - это есть весь род человеческий (totum genus humanum). Мы были в нем одном, когда были все он один" (О Граде Божием, 13, 14, 27. К вопросу: Е. Трубецкой. Миросозерцание бл. Августина. М., 1882, с. 194). Св. Иоанн Златоуст даже в самом слове "Адам", состоящем из четырех букв, видел указание на четыре страны света и на всеобщность первочеловека (Беседы о творении мира, 6).

Св. Григорий Нисский особенно ясно высказывался относительно природы Адама как ВСЕЧЕЛОВЕКА. Приводим слова святителя в переводе архим. Киприана Керна: "Имя сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду"; "В одном теле была сообъята Богом всяческих полнота человечества... поэтому целое наименовано одним человеком". Св. Григорий видит в "Адаме" идею человечества, но это не отвлеченная идея, а конкретная реальность, "универсальная природа. Индивидуумы же являются только ипостасями ее, отличными по своим свойствам" (арх. Киприан. Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950, с. 160 сл.).

|< Пред. 630 631 632 633 634 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]