Страница:
633 из 701
Исаак Сирианин называет нашу плоть "Адамовым телом", тем самым указывая на единство человеческой природы (Творения, 1893, с. 361). Св. Симеон Новый Богослов говорит, что Христос пришел в мир "ради Адама" (Слова, 1892, в. I, с. 22). Эти слова имеют смысл только в том случае, если под Адамом разумеется все падшее человечество.
Православное богослужение, которое в целом есть плод святоотеческого духа, постоянно говорит о спасении Адама. "На землю сшел еси да спасеши Адама" читается на утрени Великой Субботы. На Пасху мы слышим слова о том, что Христос "совоскресил всеродного Адама". И опять-таки это свидетельствует о том, что в богослужебных текстах Адам прежде всего означает человечество.
Таким образом, можно признать известную правоту А. Гарнака, который считал, что в писаниях Отцов Церкви "Адам является для большинства типом, а не родоначальником грешников" (А. Гарнак. История догматов, с. 323).
x x x
Итак, говоря об Адаме, мы можем понимать его как некое единство, обнимающее множество, и как множество, заключенное в единстве. Современные богословы видят в этом один из аспектов богоподобия, земной образ Троичного Единства. С другой стороны, легко заметить, что едино-множественная природа есть вообще существенное свойство тварного мира. Органическое единство, сочетающее монизм и плюрализм, проявляется повсюду в мирозданье. От ядерных и молекулярных структур до организмов, популяций и видов всюду обнаруживаем мы едино-множественную структуру.
|< Пред. 631 632 633 634 635 След. >|