История религии (Том 2)   ::   Мень Александр

Страница: 634 из 701

Именно она позволяет видеть в живом слое нашей планеты целостную биосферу, а в человечестве ноосферу, если воспользоваться термином Вернадского и Тейяра.

Тейяр де Шарден полагал, что эта "универсализация первого Адама невозможна без разрушения его индивидуальности" (Teilhard de Chardin. Oeuvres, v. 10, p. 248). Однако признать его правоту можно лишь в том случае, если отождествить "индивидуальное" с "единичным". Живое всечеловеческое единство - это не абстрактное понятие о "человечестве", а определенная реальность, в которой заключены все единичные индивиды.

Итак, на место первого по счету человека, каким мыслит Адама буквалистское толкование, мы можем уже поставить "всеединую личность, обнимающую собой все человечество" (Вл. Соловьев. Собр. соч., т. III, с. 366). "В учении о первозданном Адаме, - по словам Е. Трубецкого, - находят себе выражение две глубоких религиозных интуиции - интуиция общности человеческой природы и интуиция свободы как начала греха. Мы, люди, не изолированные индивиды, а род, т. е. некоторое органическое целое" (Е. Трубецкой. Смысл жизни. М., 1918, с. 161). Эту же мысль мы находим у о. С. Булгакова, который пишет, что "человечество можно мыслить реалистически, как некую духовную сущность, или силу, единую в своем существе... но при этом множественную, многоипостасную в своих существованиях" (С. Булгаков. Купина Неопалимая. Париж, 1927, с. 31; Его же. Невеста Агнца, с. 202).

|< Пред. 632 633 634 635 636 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]