История религии (Том 2)   ::   Мень Александр

Страница: 664 из 701

Но из всех сотворенных им стихий библейские пророки и поэты избирают морские воды для того, чтобы обозначить тварь, противящуюся божественным предначертаниям, стремящуюся нарушить строй мироздания.

Достаточно привести несколько примеров, чтобы убедиться, что за водной стихией, как ее изображает Библия, стоит нечто мятежное и непокорное Богу.

В псалме 103 Ягве кладет предел водам, которые стремятся покрыть землю (с. 9). В 45-м псалме волны моря - символ враждебных народу Божию сил (с. 4). То, что море требует обуздания, ощущается в словах Господних, сказанных через Иеремию: "Я положил песок границею моря, вечным пределом, которого не пройдет, и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут" (Иер 5,22). В библейской поэзии мы видим Господа, Который "укрощает шум морей" (Пс 64,8), обуздывает их "ярость" (Пс 88,10).

Ягве обращается к Иову: "Где ты был, когда Я полагал основание земли?.. Кто положил краеугольный камень ее при общем ликовании звезд, когда сыны Божий восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его. И утвердил Мое определение, и поставил запоры и ворота. И сказал: доселе дойдешь и не прейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?" (Иов 38,8 ел). В этих строках восстание водной стихии относится к временам миротворения.

"Мабул", Потоп, о котором рассказывается в Библии, как полагают экзегеты, имеет смысл не "наводнения", а означает Мировой Океан. Именно в этом смысле нужно понимать слова Ягве: "Вот Я наведу Потоп водный на землю", т. е.

|< Пред. 662 663 664 665 666 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]