Страница:
666 из 701
Это не крокодил, как думали одни, ибо живет в море, и не дельфин, потому что он покрыт бронею и испускает пламя. Библейская зоология достаточно точна, и вообще жители Средиземноморья достаточно хорошо знали дельфинов, чтобы изображать их в виде фантастических драконов.
Что же говорит Библия о Левиафане?
Книга Иова называет его "царем над всеми сынами гордости" (мелех ал кол бней шахац - 41,26). У него огненные глаза, пламенное дыхание, он "кипятит пучину как котел".
Левиафан, несомненно, есть творение Божие (Пс 103,26; Иов 41,25). С ним, кажется, сходны чудовища, именуемые Танин, Рахав, Нахаш. В Книге Иова говорится о том, что Бог сотворил "Нахаш бариах", "ползущего Змея" (Иов 26,13; в синодальном переводе "скорпиона"), и смирил Рахава (стих 12; синод, перевод передает имя "Рахав" как "дерзость"). В другом месте мы читаем: "перед ним падут пособники Рахава" (Иов 9,13; в синод. переводе "гордыни"). О том, что Рахав - это Дракон моря, совершенно определенно говорится в Книге пр. Исайи (51,9-10):
Восстань, восстань, облекись в силу, Мощь Ягве!
Восстань, как во дни древние, в незапамятные времена!
Не Ты ли поразила Рахава, победила Дракона?
Не Ты ли иссушила море, воды Бездны великой,
Превратила глубины моря в дорогу для пути искупленных?
Здесь пророк проводит параллель между двумя творческими актами: творением мира и созданием народа Божия, выведенного из Египта (см.: С. Stulmuller. Isaiah 40-66, 1965, р. 86 ff).
|< Пред. 664 665 666 667 668 След. >|