История религии (Том 2)   ::   Мень Александр

Страница: 665 из 701

мировая Бездна будет освобождена от преград ("Открылись все источники Великой Бездны" (Теом раба) - Быт 7,11).

В другом месте Библии мы читаем: "Ягве воссел над Потопом, Ягве восседает царем во веки" (Пс 28). Это, очевидно, означает, что водная Бездна повержена к ногам Творца, Который является единственным Вседержителем космоса.

Могут возразить, что все эти картины бунтующего моря не что иное, как просто поэтические образы стихии. И в самом деле, библейские авторы обычно тщательно избегают всех мифологических черт, свойственных язычеству. "Теом" в Гексамероне - просто вода, или мировой океан. Эта "демифологизация" восточных сказаний имела одну ясную цель - предохранить Израиль от соблазна многобожия. Именно поэтому учение о творении как борьбе не приняло в Библии законченной формы и осталось в устном Предании Ветхого Завета.

И, тем не менее, остается фактом, что Теом (Теомот) есть образ, родственный дракону Тиамат, женскому божеству Вавилона. Еще примечательней, что у хананеев Ям, морской Бог (или Дракон), является противником "благого божества" (см.: С. Н. Gordon. Canaanite Mythology. - MAW, p. 191). Другим мифологическим существом, аналогичным Яму, был в Ханаане Лотам, морской Змей, воюющий против Ваала. Вполне вероятно, что Лотан аналогичен вавилонской Тиамат (см.: Н. Никольский. Этюды по истории финикийских культов, с. 419). Этимология же самого имени приводит нас к Левиафану (Ливиатан) Библии.

Все попытки отождествить его с одним из реальных животных терпели неудачу.

|< Пред. 663 664 665 666 667 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]