История религии (Том 4)   ::   Мень Александр

Страница: 324 из 370

Значит, то первое, что движет, само оставаясь неподвижным, едино и по логической формулировке и по числу" (11).

В противоположность Праматерии эта чистая Форма есть источник движения и представляет собой абсолютную Мысль. Она свободна от всего изменяющегося и погружена в саму себя.

Человек лишь изредка возвышается до чистого созерцания, Божество мыслит всегда; это не мысль о чем-то, но Мысль как таковая в абсолютно отрешенном виде.

Умственная деятельность приносит человеку наслаждение, но оно несравнимо с вечным блаженством космического Интеллекта. "Ему присуща жизнь, ибо деятельность его, как она есть, сама по себе, есть его жизнь, самая лучшая и вечная" (12).

Итак, Божество в понимании Аристотеля - это необъятный Разум, который так же мало знает о копошащемся где-то маленьком мире, как солнце - о цветке, тянущемся ему навстречу. И тем не менее именно божественное Начало вращает космическое колесо.

Как же это возможно, если Бог стоит над Вселенной, не соприкасаясь с ней? Он, отвечает Аристотель, сообщает ей движение, не механически, а действуя "как предмет желания, как предмет мысли" (13). Мир созидается силой духовного притяжения.

x x x

Изучая животных, Аристотель пришел к выводу, что "не случайность, а целесообразность налична во всех делах природы" (14). Иерархия живых существ воспринималась им как последовательные завоевания "формы" в царстве материи. Когда мастер или художник создает свое произведение, он имеет перед собой цель. Такая цель, но бессознательная, есть и в организмах.

|< Пред. 322 323 324 325 326 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]