Страница:
430 из 495
Древнеримский ученый Варон писал, что обычай поднимать невесту над порогом имел в виду предупредить святотатственное попирание ногой предмета, посвященного целомудренной богине Весте. По римским представлениям порог был отмечен высокой степенью святости. Во-первых, по причинам, неведомым даже древнеримскому ученому Варону, порог был с давних пор посвящен, повторяю, богине Весте. А во-вторых, древние римляне дали порогу даже собственного бога, своего рода божественного привратника, «стража ворот» по имени Лимертин…
Итак, совершив краткое путешествие по верованиям, связанным с порогом, мы вернулись к тому, с чего начали путешествие. Порог увязывался в сознании древних римлян с богами, а стало быть, и с их деятельностью, как я предполагаю. На связь с деятельностью богов в «районе» порога указывает наличие «стража ворот» Лимертина, который именно-таки действует там, работает, исполняет охранные функции.
Верование о «божественной природе» порога было воспринято римлянами, согласно моему допущению, по длиннейшей цепочке преданий о «божественном пороге», уходящей во мглу тысячелетий.
Первое упоминание о том пороге, как я уже говорил, содержится в шумерском клинописном тексте. В упоминании есть любопытная обмолвка: «Это было давно…» Уже во времена существования шумерской цивилизации считалось, что люди могли напрямую общаться с богами, переступив через «великий порог», давно, даже, может быть, чудовищно давно.
|< Пред. 428 429 430 431 432 След. >|