Страница:
11 из 197
В Тосефте "Пеа" и в Гемаре (Шабат 23а) говорится:
"Сказал раби Шимон: по четырем причинам велела Тора оставлять пеа именно
в конце поля: 1) ЧТОБЫ НЕ ГРАБИЛИ БЕДНЫХ — чтобы хозяин поля, увидев, что
бедные не пришли, не сказал своему родственнику-бедняку: "Вот, это — пеа!"
(скорей бери ее, пока не пришли другие бедняки — Раши); 2) ЧТОБЫ БЕДНЯКИ НЕ
СИДЕЛИ БЕЗ ДЕЛА — ожидая: "Вот сейчас хозяин оставит пеа для нас!"
(однако если пеа оставляется в конце поля, бедняк, зная об этом, занимается
своими делами, а затем приходит на поле и забирает свою долю — Тосефта); 3)
ЧТОБЫ ХОЗЯИНА ПОЛЯ НЕ ПОДОЗРЕВАЛИ ПОНАПРАСНУ те, кто проходит по дороге мимо
поля, и не ругали его: "Проклятье тому, кто не оставляет пеа на
своем поле!" (потому что они видят, что жатва в поле заканчивается, но не
знают, что хозяин уже отдал пеа беднякам — Раши); 4) ИЗ-ЗА ОБМАНЩИКОВ —
чтобы они не говорили: "Мы уже отдали пеа раньше".
Постановляет Рамбам: "Пеа оставляется только в конце поля, чтобы бедным было известно,
в каком месте находится она и куда следует идти за ней; чтобы прохожие видели
ее и не подозревали хозяина поля понапрасну; чтобы обманщики не говорили тем,
кто видит, как они дожинают попе до конца: "Я оставил пеа в начале
поля"; и также для того, чтобы хозяин поля не улучил момент, когда на попе
никого нет, и не отдал пеа своему родственнику-бедняку" (Законы о
дарах беднякам 2:12).
Впрочем, В ЭТОЙ МИШНЕ говорится о возможности оставлять пеа также в середине и
конце поля.
ОСТАВЛЯЮТ ПЕА В НАЧАЛЕ ПОЛЯ — там, где начинают жать, И В СЕРЕДИНЕ ЕГО. Согласно этому
мнению, слова Торы "не сжинай до конца КРАЙ ТВОЕГО ПОЛЯ" не обязывают
оставить пеа именно в том месте поля, где заканчивают жатву, — пеа можно
оставить где угодно.
|< Пред. 9 10 11 12 13 След. >|