Страница:
61 из 197
Согласно Рамбаму, в этих случаях
бедняка, попытавшегося завладеть ими нечестным образом, тоже наказывают,
отбирая у него все, что он уже взял (Законы о дарах беднякам 2:18):
"Бедняка, взявшегонемного пеа и бросившего ее на остальную часть,
или бросившегося на нее, или закрывшего ее своим плащом, наказывают тем, что
насильно уводят прочь и отбирают у него даже то, что он взял ранее, и отдают
другому бедняку" (см. также "Тосфот Иомтов").
Рамбам опирается в этом на мнение раби Меира в Тосефте, где сказано: "Взял часть пеа
и бросил ее на остальную — потерял все. РАБИ МЕИР ГОВОРИТ: НАКАЗЫВАЮТ ЕГО,
ОТБИРАЯ У НЕГО И ТО, И ТО". В Йерушалми также говорится: "Сообщают от
имени раби Меира: НАКАЗЫВАЮТ ЕГО ТЕМ, ЧТО ЛИШАЮТ ЕГО И СОРВАННОГО, И
ОСТАВШЕГОСЯ НА КОРНЮ". Следовательно, Рамбам считает, что раби Меир не
возражает мишне, но разъясняет ее слова. Однако же есть объяснение, согласно
которому раби Меир высказывает мнение, отличное от мнения мишны, то есть: она
считает, что провинившегося бедняка не наказывают, и слова "ПОТЕРЯЛ
ВСЕ" означают, что бедняку не дают пеа, которой он попытался
завладеть нечестным образом, однако то, что он собрал ранее, оставляют ему
(Раш).
В Гемаре "Бава мециа" сказано' "Это установление мудрецов, что
ЧЕТЫРЕ ЛОКТЯ ВОКРУГ ЧЕЛОВЕКА ПРИОБРЕТАЮТ ДЛЯ НЕГО ИМУЩЕСТВО ГДЕ БЫ ТО НИ
БЫЛО", что вызывает вопрос: а как же мишна говорит: "БРОСИЛСЯ НА
НЕЕ...
|< Пред. 59 60 61 62 63 След. >|