Страница:
63 из 197
Есть
объяснение, что фраза "И НЕ ВЫРЫВАЮТ С КОРНЕМ МОТЫГОЙ" имеет в виду
случай, когда пеа — это бобовые растения (Виленский гаон), а есть
мнение, чтоздесь имеются в виду лук и чеснок, которые обычно выкапывают из
земли мотыгой (см. "Млехет Шломо"). ЧТОБЫ НИКТО НЕ УДАРИЛ ДРУГОГО
серпом или мотыгой, когда бедняки будут стараться завладеть пеа.
Мишна пятая
ТРИ ВРЕМЕНИ ДНЯ: НА ЗАРЕ, В ПОЛДЕНЬ И ПОД ВЕЧЕР. РАБАН ГАМЛИЭЛЬ ГОВОРИТ: так
СКАЗАЛИ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ УБАВЛЯЛИ. РАБИ АКИВА ГОВОРИТ: так СКАЗАЛИ
ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ ПРИБАВЛЯЛИ. Люди БЕЙТ-НАМЕРА СОБИРАЛИ ПО ШНУРУ И
ДАВАЛИ ПЕА С КАЖДОГО РЯДА.
Объяснение мишны пятой
Эта мишна сообщает, что бедняки имеют право на получение пеа в три времени
дня
ТРИ ВРЕМЕНИ ДНЯ установлены мудрецами для передачи пеа беднякам — то есть:
три раза в день хозяева полей разрешают беднякам забирать пеа, оставленную
на их полях.
В подлиннике здесь стоит слово авайот, смысл которого объясняется
по-разному Рамбам — на основании слов пророка Йешаи (21.12) — говорит, что оно
означает "просьба", а также "поиск": то есть, мудрецы
установили, что трижды в день бедняки приходят на поля для того, чтобы ПРОСИТЬ пеа
у хозяев полей или РАЗЫСКИВАТЬ ее на полях. Другие комментаторы считают,
что слово авайот значит "появления" — на основании слов
пророка Овадьи (1:6). Тогда мишна должна быть понята в том смысле, что три раза
в день хозяин ПОЯВЛЯЕТСЯ на своем поле, чтобы отдать пеа беднякам (Раш;
Бартанура).
|< Пред. 61 62 63 64 65 След. >|