Пеа   ::   Талмуд

Страница: 92 из 197

Следовательно, хозяин скирды не может взять колос лекета, смешавшийся

с принадлежащими ему колосьями скирды, с тем чтобы приобрести его для бедняка —

и, значит, бедняк тоже не может поменять колос лекета на другой колос, и

тогда вся процедура, о которой говорит приведенная выше цитата из Рамбама, не

имеет никакого смысла

НЕТ, — предлагает раби Элиэзер, — так делает хозяин: ОТДАЕТ БЕДНЯКУ в подарок с

условием затем вернуть ВСЮ СКИРДУ — потому что согласно галахе подарок,

данный при условии затем вернуть его, — настоящий подарок, и теперь колос лекета,

находящийся в скирде, стал собственностью бедняка, который тем самым

получил право обменять его на любой другой колос, затем хозяин ОТДЕЛЯЕТ МААСЕР

ОТ ОДНОГО какого-то КОЛОСА, согласно вышеописанной процедуре, И ОТДАЕТ БЕДНЯКУ

Впрочем, мудрецы — оппоненты раби Элиэзера — полагают, что на этот случай есть особое

установление, согласно которому в виде исключения не имеющий права приобретения

может, тем не менее, приобрести ради того, чтобы бедняк не потерпел ущерб. ГАЛАХА

СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ МУДРЕЦОВ.



Мишна третья



НЕ ОРОШАЮТ ПОЛЕ ОБИЛЬНО, - это СЛОВА РАБИ МЕИРА; А МУДРЕЦЫ РАЗРЕШАЮТ, ПОТОМУ ЧТО

ВОЗМОЖНО.

Объяснение мишны третьей



НЕ ОРОШАЮТ ПОЛЯ ОБИЛЬНО перед приходом бедняков с целью забрать лекет, потому

что вода, разливающаяся по всему полю портит лекет — это СЛОВА РАБИ

МЕИРА, полагающего, что ради блага бедняков хозяин поля обязан приостановить

орошение поля. А МУДРЕЦЫ РАЗРЕШАЮТ орошать поле так, как желает хозяин, и

тогда, когда бедняки приходят за лекетом, ПОТОМУ ЧТО ВОЗМОЖНО сделать

так, чтобы бедняки не потерпели убытка, хозяин может проявить осторожность при

орошении поля с тем, чтобы не попортить лекета, или самому собрать лекет

и положить его на ограду поля, откуда возьмут его пришедшие бедняки

(Тосефта) В Талмуде Йерушалми же сказано, что если вода испортит лекет, хозяин

поля должен деньгами компенсировать убыток, который потерпели бедняки. Однако

согласно точке зрения раби Меира, запрещающего орошение поля до сбора лекета,

если задержка орошения нанесет ущерб хозяину — оценивают величину убытка и

взыскивают ее с бедняков.

В оригинальном тексте этой мишны есть ряд слов, смысл которых разными

комментаторами объясняется по-разному.

|< Пред. 90 91 92 93 94 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]