Страница:
95 из 197
Рамбам считает, что этому человеку все-таки следует проявить
себя человеком благочестивым, не цепляющимся за букву закона, и заплатить;
однако есть мнение, что и сколь угодно благочестивый человек в этих
обстоятельствах платить не должен (Виленский гаон).
Мишна пятая
Тот, кто МЕНЯЕТСЯ С БЕДНЯКАМИ, относительно СВОЕГО СВОБОДЕН, относительно
ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО БЕДНЯКАМ ОБЯЗАН. Если ДВОЕ ПРИНЯЛИ ПОЛЕ В АРЕНДУ - ЭТОТ ОТДАЕТ ТОМУ
МААСЕР БЕДНЯКОВ от СВОЕЙ ДОЛИ, А ТОТ ОТДАЕТ ЭТОМУ МААСЕР БЕДНЯКОВ от СВОЕЙ
ДОЛИ. Тот, кто БЕРЕТ ПОЛЕ ДЛЯ ЖАТВЫ, НЕ ИМЕЕТ ПРАВА НА ЛЕКЕТ, ШИХХА И ПЕА И НА
МААСЕР БЕДНЯКОВ. СКАЗАЛ РАБИ ЙЕГУДА: КОГДА? ЕСЛИ ВЗЯЛ ОТ НЕГО ЗА ПОЛОВИНУ, ЗА
ТРЕТЬ ИЛИ ЗА ЧЕТВЕРТЬ; ОДНАКО ЕСЛИ СКАЗАЛ ЕМУ: ТРЕТЬ ТОГО, ЧТО ТЫ СОЖНЕШЬ -
ТВОЕ, ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛЕКЕТ, ШИХХА И ПЕА, И НЕ ИМЕЕТ ПРАВА НА МААСЕР БЕДНЯКОВ.
Объяснение мишны пятой
Тот, кто МЕНЯЕТСЯ С БЕДНЯКАМИ — если хозяин поля Дает беднякам часть урожая в обмен
на принадлежащие им "дары беднякам", относительно СВОЕГО хозяин
СВОБОДЕН — то есть он не должен отделять маасеры от того, что
получает от бедных, потому что "дары беднякам" не подлежат отделению
от них маасеров, однако же относительно ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО БЕДНЯКАМ ОБЯЗАН —
то есть прежде, чем отдать беднякам то, что он передает им в их собственность,
хозяин обязан отделить маасеры.
Если ДВОЕ — два бедняка — ПРИНЯЛИ ПОЛЕ В АРЕНДУ-издольщину, обязавшись обрабатывать
поле и отдавать хозяину определенную часть урожая — например, половину, или
треть, или четверть.
|< Пред. 93 94 95 96 97 След. >|