Страница:
141 из 305
СКАЗАЛ ЕМУ - то есть раби Акиве - РАБИ
ЭЛИЭЗЕР: Как раз ЕЕ-ТО Я и ОБСУЖДАЮ - именно к очищению от трупной нечистоты я
и применяю метод экстраполяции, доказывая, что оно разрешено в субботу: УЖ ЕСЛИ
ШХИТА животного, предназначенного для жертвоприношения песах, КОТОРАЯ
вообще-то запрещена в субботу КАК настоящая РАБОТА, в данном случае ОТТЕСНЯЕТ
СУББОТУ - если она совпадает с кануном Песаха, - РАЗВЕ НЕ ЛОГИЧНО, ЧТОБЫ
БРЫЗГАНИЕ мей-нида, КОТОРОЕ запрещено в субботу только КАК ШВУТ, ОТТЕСНИЛО
СУББОТУ?
ОТВЕТИЛ ЕМУ РАБИ АКИВА: ИЛИ НАОБОРОТ - твое
рассуждение можно перевернуть от конца к началу и тем же самым методом
экстраполяции доказать, что шхита песаха невозможна в субботу: УЖ ЕСЛИ
БРЫЗГАНИЕ мей-нида, КОТОРОЕ запрещено в субботу КАК ШВУТ, НЕ ОТТЕСНЯЕТ СУББОТУ
- РАЗВЕ НЕ ЛОГИЧНО, ЧТОБЫ ШХИТА, запрещенная в субботу КАК настоящая РАБОТА, НЕ
ОТТЕСНЯЛА СУББОТУ?
Гемара разъясняет: в действительности
намерением раби Акивы вовсе не было доказать, что шхита песаха должна
быть запрещена в субботу. Приводя это рассуждение, раби Акива хотел лишь
напомнить раби Элиэзру, своему учителю, чему он сам учил его: что очищение от
трупной нечистоты не оттесняет субботу. Напрямую он не сказал это раби Элиэзеру
потому, что неприлично ученику - даже тому, который сам является авторитетом
Торы, - говорить учителю: "Ты забыл, чему сам учил меня" (см. Псахим
69а).
СКАЗАЛ ЕМУ РАБИ ЭЛИЭЗЕР: АКИВА, ТЫ СТЕР
ТО, ЧТО НАПИСАНО В ТОРЕ - если ты собираешься экстраполировать запрет брызгания
мей-нида в субботу на шхиту Песаха, ты игнорируешь то, что
буквально написано в Торе (Бемидбар 9:3): "В четырнадцатый день этого
месяца, ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ совершите его, В ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ ЭТОГО ВРЕМЯ" - то
есть ХОТЬ В БУДНИ, ХОТЬ В СУББОТУ. Следовательно, совершение жертвоприношения песах
оттесняет субботу на задний план.
Есть вариант текста мишны, в котором
опущены слова "после полудня": ТЫ СТЕР ТО, ЧТО НАПИСАНО В ТОРЕ:
"В ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ ЭТОГО ВРЕМЯ".
|< Пред. 139 140 141 142 143 След. >|