Страница:
193 из 305
Дело
в том, что, как говорилось в предисловии к объяснению этой мишны, статус
раба-нееврея равен статусу жены его хозяина, и тот режет песах для них
даже без их ведома. Однако положение этого раба особое, и потому он НЕ ДОЛЖЕН
ЕСТЬ песах НИ У ОДНОГО из своих хозяев, НИ У ДРУГОГО.
Этот раб словно состоит из двух половин,
принадлежащих двум разным людям, и ни одна из них не может быть зачислена на песах
без разрешения хозяина другой половины. Следовательно, для такого раба
возможен только один выход: если оба его хозяина согласятся, чтобы он ел песах
у одного из них.
Гемара разъясняет, что речь здесь идет о
таком случае, когда оба хозяина этого раба ревниво относятся друг к другу и
строго следят за тем, чтобы не воспользоваться принадлежащим другому. Однако же
если они не столь педантичны, раб может есть песах у любого из них - у
кого пожелает.
ТОТ, КТО НАПОЛОВИНУ РАБ, НАПОЛОВИНУ
СВОБОДНЫЙ. Например, у него было два хозяина, и лишь один из них отпустил его
на свободу. В этом случае мы полагаем, что нынешний его хозяин не был намерен
зачислить на свой песах вторую половину раба - свободную, и потому тот
НЕ ДОЛЖЕН ЕСТЬ песах СВОЕГО ХОЗЯИНА.
Гемара разъясняет, что этот раб не имеет
права есть песах своего хозяина, однако свой собственный песах есть
он может. Дело в том, что в данном случае Галаха предписывает заставить
его хозяина отпустить его на свободу (см.
|< Пред. 191 192 193 194 195 След. >|