Страница:
223 из 305
Так и в данном случае: точка над буквой "гэй"
нужна, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ нам: дорога называется "дальней" НЕ ПОТОМУ, ЧТО
ОНА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДАЛЬНЯЯ, НО речь идет лишь о том, что в момент шхиты
песаха человек находится где-то ОТ ПОРОГА храмового ДВОРА ИДАЛЕЕ.
Раши истолковывает значение этой буквы
"гэй", опираясь на ее числовое значение "5": если даже
человек во время окончания шхиты песаха находился на расстоянии всего 5 локтей
от порога храмового двора, он уже считается находящимся в дальней дороге.
Талмуд Йерушалми приводит еще на одно
объяснение почему над буквой, стоящей в свитке Торы, есть такая точка: она как
бы стирает эту букву. Тогда прилагательное "рехока" женского рода
превращается в слово "рахок" мужского рода, и относится уже не к
существительному "дорога", а к слову "человек". То есть
ЧЕЛОВЕК, ДАЛЕКИЙ от совершения жертвоприношения песах из-за того, что он
болен или очень занят чем-либо важным, освобождается от обязанности принести
"первый песах" и должен это сделать в Песах шейни. Однако
тогда оказывается, что раби Акива, говорящий о расстоянии, превышающем длину
дороги между Иерусалимом и Модиином, освобождает от принесения "первого
песаха" не потому, что человек находится "в дальней дороге", а
потому что он стал жертвой неблагоприятных обстоятельств.
ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ АКИВЫ.
Мишна третья
В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПЕРВЫМ ПЕСАХОМ И
ВТОРЫМ? В ПЕРВЫЙ Песах ЗАПРЕЩЕНО ИМЕТЬ хамец В СВОЕМ ВЛАДЕНИИ, А ВО ВТОРОЙ - МАЦА
И ХАМЕЦ В ДОМЕ ЕВРЕЯ. ПЕРВЫЙ ТРЕБУЕТ чтения "ГАЛЕЛЯ", КОГДА ЕДЯТ ЕГО,
А ВТОРОЙ НЕ ТРЕБУЕТ чтения ГАЛЕЛЯ, КОГДА ЕДЯТ ЕГО.
|< Пред. 221 222 223 224 225 След. >|