Страница:
264 из 305
НАЧИНАЕТ С ЗАЗОРНОГО, А КОНЧАЕТ
ХВАЛОЙ, И ТОЛКУЕТ текстТоры, НАЧИНАЯ
СО слов "АРАМЕЕЦ хотел ПОГУБИТЬ
ОТЦА МОЕГО" (Дварим 26:5), ПОКА НЕ ЗАКОНЧИТ РАЗДЕЛ ЦЕЛИКОМ.
Объяснение мишны четвертой
НАЛИЛИ ЕМУ - тому, кто ведет седер, -
ВТОРОЙ БОКАЛ, над которым читают Гагаду, И ТУТ СЫН ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ
ОТЦУ.
Другой вариант: И ТАКИЕ ВОПРОСЫ СЫН
ЗАДАЕТ ОТЦУ. То есть положено, чтобы сын задавал отцу следующие вопросы именно
тогда, когда наливают второй бокал (Раши, Бартанура).
ЕСЛИ ЖЕ СЫН еще НЕРАЗУМНЫЙ и не может
задать эти вопросы самостоятельно, ОТЕЦ сам НАСТАВЛЯЕТ ЕГО - то есть обращает
внимание сына на то, чем начало седера отличается от обычной трапезы, и
объясняет ему смысл этого.
В барайте, которую приводит
Гемара, мы учим: ЕСЛИ СЫН ЕГО УМНЫЙ - ТОТ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ ЕМУ, ЕСЛИ СЫН
НЕРАЗУМНЫЙ - ЖЕНА ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ ЕМУ, ЕСЛИ ЖЕ НЕТ - ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ ОН САМ СЕБЕ;
И ДАЖЕ ДВА ЗНАТОКА ТОРЫ, в совершенстве ЗНАЮЩИЕ ЗАКОНЫ О ПЕСАХЕ, - ОДИН ЗАДАЕТ
эти ВОПРОСЫ ДРУГОМУ.
Какие же это вопросы?
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЭТА НОЧЬ ОТ ВСЕХ НОЧЕЙ?
ВЕДЬ ВО ВСЕ остальные НОЧИ МЫ ЕДИМ ХАМЕЦ И МАЦУ - или хамец, или мацу,
- А В ЭТУ НОЧЬ - ТОЛЬКО МАЦУ.
Во-вторых, ВЕДЬ ВО ВСЕ остальные НОЧИ МЫ
ЕДИМ ВСЯКИЕ ОВОЩИ, А В ЭТУ НОЧЬ - МАРОР. Не говорят: "только марор",
так как когда "обмакивают" в первый раз, едят и другие овощи ("Тосафот").
|< Пред. 262 263 264 265 266 След. >|