Шаманизм: Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 557 из 718

"Жертва - это быстрая рыба, проплывающая мимо" 106 ; "жертва, во всем своем единстве, - это корабль, несущий тебя в небо" 107 . Механизмом ритуала является дурохана 108 , "трудное восхождение", поскольку оно предполагает вознесение самого Древа Мира.

Действительно, жертвенный столб (юпа) сделан из дерева, отождествляемого с Мировым Древом. Сам жрец вместе с дровосеком выбирает его в лесу 109 . Во время срубывания дерева жрец обращается к нему с речью: "Своей верхушкой не раздирай Небо, своей серединой не рань Атмосферу!.." 110 . Жертвенный столб становится чем-то вроде космической опоры: "Вознесись, о ванаспати (Господин леса), на верхушку Земли!" - призывает его Ригведа 111 . "Своей верхушкой ты подпираешь Небо, серединой наполняешь Атмосферу, корнями укрепляешь Землю" 112 .

По этой космической опоре жрец поднимается на Небо, сам или со своей женой. Приставляя лестницу к столбу, он обращается к жене: "Поднимемся на Небо!.." Жена отвечает ему: "Идем!" Этими ритуальными фразами они обмениваются три раза 113 . Достигнув верхушки, жрец касается небосвода, разводит руки (как птица крылья!) и кричит: "Я достиг Неба, боги, я стал бессмертным!" 114 "Воистину, приносящий жертву сам себе создает лестницу и мост, чтобы достичь небесного мира" 115 .

Жертвенный столб является Axis Mundi - Осью Мира, и как древние народы высылали жертвы в небо через дымовое отверстие или центральный столб жилища, так ведическая юпа была "колесницей жертвы" 116 .

|< Пред. 555 556 557 558 559 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]