Шаманизм: Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 559 из 718

Эти семь шагов возносят Будду на вершину мира; подобно тому, как алтайский шаман взбирается на семь или девять надрезов ритуальной березы, чтобы достичь последнего неба, Будда символически проходит семь космических этажей, которым соответствуют семь планетарных небеc. Нет необходимости говорить, что старая космологическая схема шаманского (и ведического) восхождения на небо обогащена здесь тысячелетним вкладом индийской метафизической мысли. Семь шагов Будды направлены уже не в ведический "мир богов" и не в "бессмертие", а к преодолению человеческого состояния. Действительно, выражение "я выше всех в мире" (агго'хам асми локасса) означает не что иное, как преодоление Буддой пространства, точно так же, как выражение "я старше всех в мире" (джетто'хам асми локасса) означает его над-временность. Ибо, достигнув вершины мироздания, Будда достигает "Центра Мира", а поскольку творение вышло из "Центра" (= вершины), Будда становится современником начала мира 127 .

Концепция семи небес, о которой упоминает Majjimanikaya, восходит к браминизму, и мы, вероятно, имеем дело с влиянием вавилонской космологии, которая - хоть и косвенным образом - оставила свой отпечаток также на алтайских и сибирских концепциях. Но буддизму тоже известна космологическая схема с девятью небесами; эта схема глубоко "интериоризирована", поскольку первые четыре неба соответствуют четырем джанам, четыре следующих - четырем саттавасам, девятое и последнее небо символизирует Нирвану 128 . Каждому из этих небес соответствует божество буддийского пантеона, одновременно представляющее определенную ступень йогической медитации.

|< Пред. 557 558 559 560 561 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]