Страница:
322 из 403
Проявив свою природу частично, поклонение меняет жизнь человека — он начинает стремиться туда, где обсуждаются темы, связанные с расой, и утрачивает интерес к общению с атеистами и имперсоналистами. Когда же поклонение проявляет свою природу полностью, человек в совершенстве познаёт расу . На этой ступени поклонение Богу становится непрерывным. В полностью проявленном состоянии раса принимает форму шанты , дасьи , сакхьи , ватсальи и мадхуры . Из них сакхья- , ватсалья- и мадхура-раса являются уделом избранных. Лишь редкий счастливец способен развить вкус к этим видам расы .
7.3. Шанта-раса
Вишая , или объект поклонения, вовсе не безличен ( нирвишеша ). Он — личность. Твердая вера в это называется шамой . Когда человек, обладающий шамой , развивает в себе рати , такая рати носит название шанта-рати . Ашраей шанта-рати является обретшая умиротворение душа, а вишаей ) — Бог-личность. Тот, кто поднимается на ступень шанта-рати , избавляется от материальных представлений о Боге. На этой ступени поклонение заключается в занятиях йогой , цель которых — очистить свое сознание и испытать блаженство. Преодолев стремление к мирским наслаждениям, йог черпает удовольствие в самом себе. Объектом, или вишаей , его рати является Кришна в образе Параматмы или разные проявления Брахмана, обладающие некоторой индивидуальностью. Такого йога не привлекает медитация на безличный, лишенный разнообразия Брахман. Он приписывает Брахману отдельные личностные черты, но в то же время ему недостает веры в то, что по самой Своей природе Бог вечно является личностью.
|< Пред. 320 321 322 323 324 След. >|